Загрузка данных...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЕСТР
ДЕРЖАТЕЛЕЙ ЗЕРНОВЫХ РАСПИСОК
Объявления
Загрузка данных...
21.11.2019 - Пресс-релиз по тарифам регистратора зерновых расписок

 

С середины лета в фермерских чатах обсуждается и выражается недовольство ростом цен на доступ к системе электронных зерновых расписок (ЭЗР). Зачем вообще внедряли эту систему?

Система ЭЗР запущена 23 июля 2016 года. Это стало необходимым для повышения доверия к зерновой расписке как финансовому инструменту, чтобы привлечь кредитные ресурсы в сельскохозяйственный сектор. Ранее имели место факты мошенничества – выдачи «пустых» зерновых расписок, на несуществующие объемы зерна, что привело к кризису на зерновом рынке и сферы кредитования АПК. Система электронных зерновых расписок сделала рынок прозрачным. Внедрение системы ЭЗР утверждено «Антикризисным планом действий Правительства РК и Национального Банка РК по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы», конкретно пункт №66.

На этом основании Законом РК от 9 апреля 2016 года № 502-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования зернового рынка», были внесены поправки в Закон РК «О зерне», предусматривающие переход на электронные зерновые расписки.

 

Почему услуги АО «ИУЦ» платные? Почему произошло удорожание обслуживание лицевых счетов ЭЗР с 1 до 5 МРП в июне 2017 года?

Платность электронных услуг пользователям Системы определена подпунктом 5) пункта 4 статьей 13-1 Закона РК «О зерне». По согласованию с Министерством сельского хозяйства РК, решением Совета директоров АО «ИУЦ» от 22 июня 2016 года, возглавляемого вице-министром финансов, утверждены расценки на услуги ИУЦ в 2016 году: для хлебоприемных предприятий – 36 МРП в год, для клиентов Системы-держателей зерновых расписок – 1 МРП в год.

Отметим, что Система была разработана ИУЦ за счет собственных средств, то есть без привлечения денег из бюджета.

Стоимость разработки Системы составила около 175 млн. тенге, а стоимость её сопровождения на один год – около 42 млн. тенге. Данные расчеты (стоимости сопровождения) взяты не из воздуха, а произведены на основании Методики расчета и нормативов затрат, установленных приказом Министерства по инвестициям и развитию РК от 28 января 2016 года № 133.

Доход ИУЦ с учетом установленного тарифа (36 МРП с ХПП и 1 МРП с клиентов) составил в 2016 году 23 млн. тенге, то есть покрытие расходов ИУЦ на сопровождение Системы составило всего 56%, что не могло не сказаться на безубыточности предприятия.

Поэтому, 1 июня 2017 года произошло повышение тарифа для клиента Системы-держателя зерновой расписки с 1 МРП до 5 МРП. При этом, стоимость годовой абонентской платы для ХПП осталось без изменений, то есть 36 МРП.

Согласно Плану развития на 2017 год, утвержденному решением Совета директоров Общества, для обеспечения безубыточности деятельности (в совокупности с другими видами деятельности) доходы Общества от регистраторской деятельности по зерновым распискам должны составлять не менее 60 млн. тенге в год.

 

Были ли иные варианты тарификации абонентской платы во время обсуждения и какова была позиция МСХ РК?

Да. Информационно-учетный центр предложил в частности, два варианта:

Первый вариант. Без увеличения абонентской платы, установить дополнительный тариф в размере 0,5 МРП за проведение 9 операций (продажа/покупка ЗР, передача/прием в залог, возврат/прием из залога, зачисление/списание, публикация извещения о проведении торгов по ЗР) из реализованных в Системе 31 операций (т.е. по остальным 22 операциям – оплату не взимать);

Второй вариант. Увеличить тариф для Клиентов Системы с 1 МРП до 5 МРП.

В свою очередь, Минсельхозом было предложено оставить неизменным тариф для Клиентов Системы в размере 1 МРП, но взимать дифференцированно с учетом объемов хранения 200 ХПП. При этом, оплата ХПП составила бы от 56,7 тыс. тенге до 113,5 тыс. тенге в зависимости от емкости хранения.

По результатам обсуждения данного вопроса на площадке Минсельхоза в режиме видеоконференций с участниками зернового рынка, а также акиматами областей и общественными организациями принято решение увеличить тариф для Клиентов Системы с 1 МРП до 5 МРП и оставить для ХПП тариф в размере 36 МРП.

 

С чем связано повышение тарифа летом 2019 года?

Повышение тарифа произошло 1 июня 2019 года для клиентов системы – держателей зерновых расписок с 5 до 21 МРП. Стоимость годовой абонентской платы для ХПП осталось без изменений, на уровне 36 МРП.

Существуют Правила проведения открытого конкурса по определению регистратора зерновых расписок, утвержденные приказом заместителя Премьер-министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 25 января 2019 года, за № 33. Согласно подпункту 8, пункта 8 указанных Правил, электронные услуги пользователям Системы предоставляются Регистратором на платной основе с учетом его расходов на развитие и сопровождение информационной системы. Данные расценки установлены решением Совета директоров Регистратора от 10 апреля 2019 года № 103.

Проще говоря, компания не может оказывать услуги ниже их себестоимости, иначе это приведет к её банкротству.

 

Почему нельзя «попросить» деньги из гос.бюджета на содержание Системы?

Внедрение Минсельхозом Система ЭЗР является регуляторной мерой, т.е. в совокупности это один из рычагов государственного администрирования зернового рынка. При этом, участники зернового рынка, в том числе зернотрейдеры, являются основными выгодоприобретателями от использования Системы, а также реализации онлайн операций с зерновыми расписками в Системе (купля-продажа, выставление в залог и т.д.).

При этом Надо понимать, что государственных денег не существует, есть только деньги налогоплательщиков. Бюджетная политика на сегодня такова, что приоритетом является социальная направленность и несправедливо тратить деньги налогоплательщиков на содержание Системы, в которой работают исключительно участники зернового рынка.

В целом Система предоставляет следующие преимущества:

- экономию государственных денег и денег налогоплательщиков;

- рациональное использование сэкономленных денег и их перераспределение на улучшение и обеспечение высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет в селах;

- решение вопросов цифровизации села, переход на онлайн формат предоставления услуг;

- борьба с бытовой коррупцией и обеспечение прозрачности оказываемых услуг в сфере зернового рынка.

 

На что тратятся вырученные средства? С чем связан рост расходов на развитие и сопровождение системы?

Средства идут на обеспечение информационной безопасности и сопровождение Системы, в том числе по реализации информационных взаимодействий с другими системами, модернизации технических средств и оборудования, доработка (в случае необходимости) Системы, содержание it-сотрудников Регистратора, обслуживающих Систему и так далее. Под сопровождением необходимо понимать процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения после передачи в эксплуатацию.

Отметим, что растущая Система и её веб-портал Qoldau.kz требовали наращивания вычислительных ресурсов (недостаточно мест в системах хранения данных, процессоров и оперативной памяти), из-за роста данных. Большая часть данных находилась под риском потери. Ежегодно приобретаемое ИУЦ оборудование лишь частично перекрывало растущую потребность. Дефицит ресурсов мог привести к плачевным последствиям, например, к потере данных и полной остановки портала. Поэтому, в 2019 году были приобретены две системы хранения данных общей стоимостью 110 млн. тенге. Кроме того, для обеспечения нормальной работы Портала необходимо ежегодно приобретать/ обновлять серверное оборудование, системы хранения данных и лицензионное программное обеспечение. Все это существенные затраты.

Кроме того, в связи с оптимизацией расходов по бюджетным программам Министерства финансов РК, финансирование Общества по IT-услугам (сопровождению информационных систем) сокращено со 110 000 000 до 0 тенге. При этом, Минфином рекомендовано восполнить финансирование (для сохранения штата работников Общества и дальнейшего осуществления своей деятельности) за счет увеличения тарифов.

 

Какой доход получает АО «ИУЦ» в качестве Регистратора зерновых расписок? Почему нельзя работать за счет бюджета, а не за счет фермеров?

Ценовая политика ИУЦ, как и в любой другой организации, формируется за счет сбалансированности доходов и расходов. Она должна быть направлена на достижение поставленных целей и обеспечение стабильной финансово-хозяйственной деятельности. Законодательство не предусматривает каких-либо изъятий, предписывающих ИУЦ осуществлять регистраторскую деятельность в убыток. Также законодательство не содержит оснований для финансирования регистраторской деятельности из государственного бюджета.

При этом Информационно-учетный центр, как акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, в соответствии с действующим законодательством обязан не менее 50% от чистого дохода направлять дивиденды государству (то есть в государственный бюджет). Таким образом, перед ИУЦ не стоит цель получения сверхприбыли и обогащения, иначе данный факт можно расценивать как пополнение госбюджета за счет участников зернового рынка.

На основании вышеизложенного, отмечаем, что рост тарифов на электронные услуги пользователям Системы за период с 2016 год по 2019 год был законным и обоснованным. Доходы от регистраторской деятельности ИУЦ по годам: в 2016 году – 23 млн. тенге; в 2017 году – 54 млн. тенге; в 2018 году – 65 млн. тенге; в 2019 году планируются – 159 млн. тенге.

 

Какую долю в общем доходе компании занимает оплата за услуги в качестве Регистратора электронных зерновых расписок?

Для примера возьмем 2018 год. По его итогам основными заказчиками ИУЦ, за счет которых сформированы доходы в размере 1 057 829 тыс. тенге, являются:

1) Министерство финансов (проекты gosreestr.kz и dfo.kz) - 517 060 тыс. тенге (доля в доходах - 49%);

2) местные исполнительные органы (проект gosreestr.kz) - 371 230 тыс. тенге (35%);

3) Национальный Банк РК (проект e-nationalbank.kz) – 11 250 тыс. тенге (1,1%);

4) проект по зерновым распискам - 65 444 тыс. тенге (6%).

5) прочие проекты, включая участников электронных торгов по проекту gosreestr.kz – 92 845 тыс. тенге (8,8%).

Соответственно, расходы ИУЦ в 2018 году в размере 1 034 785 тыс. тенге состоят из:

1) оплаты труда – 556 029 тыс. тенге (54%);

2) начисления на выплаты по оплате труда – 53 514 тыс. тенге (5,2%);

3) материальные затраты – 11 008 тыс. тенге (1,1%);

4) коммунальные услуги – 7 084 тыс. тенге (0,7%);

5) операционная аренда – 33 733 тыс. тенге (3,3%);

6) услуги связи – 25 643 тыс. тенге (2,5%);

7) амортизационные отчисления – 22 179 тыс. тенге (1,2%);

8) прочие затраты – 325 595 тыс. тенге (31%).

По итогам 2018 года чистый доход ИУЦ составил 21,6 млн. тенге, из них выплачены дивиденды в доход республиканского бюджета – 10,8 млн. тенге. То есть о получении какой-либо сверхприбыли со стороны компании, говорить не приходится.

 

Как проверить данные цифры? Можно ли получить какие-то публичные отчеты о деятельности компании – АО «Информационно-учетный центр»?

Все финансовые и отчетные документы, в том числе аудиторские отчеты Общества публикуются в открытом для пользователей доступе на интернет-ресурсах реестра госимущества www.gosreestr.kz и депозитария финансовой отчетности www.dfo.kz. К примеру, с Планом развития ИУЦ на 2017 года можно ознакомиться по ссылке.

 

Почему именно АО «ИУЦ» стало оператором системы ЭЗР?

В целях обеспечения безопасности и конфиденциальности работы системы зерновых расписок, регистратором (оператором) зерновых расписок должна была стать организация с участием государства в уставном капитале, обладающая опытом работы на рынке ценных бумаг и определяемая Правительством РК.

Из шести организаций, отвечающих этим требованиям, только АО «ИУЦ» выразило готовность выступить в качестве регистратора зерновых расписок. Таким образом, регистратором зерновых расписок в соответствии с постановлением Правительства РК от 5 августа 2016 года № 452 определено акционерное общество «Информационно-учетный центр».

 

Почему нельзя создать конкурентную среду, привлечь иностранные компании с опытом работы, с необходимыми человеческими и техническими ресурсами?

Согласно пункту 2 статьи 13-1 Закона РК «О зерне» данные государственного электронного реестра держателей зерновых расписок принадлежат государству. Эти данные содержат конфиденциальные сведения об участниках зернового рынка, формируемые из других государственных баз данных и информационных систем.

В этой связи, мероприятия по привлечению зарубежных организаций для осуществления регистраторской деятельности весьма сомнительны с точки зрения организации информационной безопасности в данной сфере.

Также отмечаем, что информационная система зерновых расписок является полностью казахстанской разработкой (ИУЦ), а значит отечественной инвестицией в экономику Казахстана.

Считаем необходимым обратить внимание на экспансию иностранных систем на казахстанский рынок. Примером может являться проект «Кунделик», который является экспортной версией российской системы «Дневник», а также переход на электронные паспорта транспортных средств, продвигаемые на базе системы РосТеха.

Считаем, что допуск иностранных компаний на такие фундаментальные сервисы как реестр зерновых расписок, реестр заявок на субсидирование, мониторинга земель и других может привести к потери Казахстаном «цифрового суверенитета», что приведет к снижению общего уровня национальной безопасности. Поэтому «Информационно-учетный центр» занимает проактивную, даже агрессивную позицию на рынке фундаментальных информационных учетных систем для министерств финансов и сельского хозяйства, Национального Банка РК и местных исполнительных органов.

 

Подготовлено: АО «Информационно-учетный центр»

Generated in 32ms